Педагогическая инновация “портфолио”Педагогическая инновация “портфолио” дав возможность дополнять традиционные контрольно-оценочные средства результатами, достигнутыми учеником в разнообразных видах деятельности не прописала, однако, технологию ведения портфолио. По этой причине возникают многочисленные проблемы в накоплении, ведении, и получения “портфолио” на выходе. В педагогической печати эти проблемы обозначены и оценены по процентной шкале т.о.: n координационные – 65%, n информационные – 41%, n кадровые – 33%, n управленческие – 22%, n финансовые – 20%, n отсутствие понимания со стороны родителей – 19%, n отсутствие понимания со стороны школьников – 12%.
И если Модель портфолио, варианты подходов к содержанию обсуждаются широко и разносторонне, то практически за рамками этих дискуссий остается очень важный вопрос о технологии ведения портфолио и накопления этих самых достижений. Ну, по умолчанию предполагается, что это должен делать классный руководитель. Что само по себе уже является спорным, поскольку не только значительно увеличивает и без того тяжкое бремя классного руководителя, но и не позволят с высокой степенью точности отследить накопления достижений за много лет, если, например, классный руководитель сменился, что происходит нередко. Вот круг вопросов, ответы на которые мы искали, определяя модель, технологию и сферу применения портфолио.
1. Структура портфолио и возможная комбинация его разделов.
2. Механизмы ведения и возможности учета при определении образовательного рейтинга ученика 3. Критериальная база оценки портфолио 4. Формы учета портфолио в определении образовательного рейтинга выпускника основной школы. 5. Период накопления (сбора) материалов портфолио. 6. Варианты представления итоговых документов. 7. Возможные формы коммуникации (взаимодействие, контакты учащихся, учителей, возможно родителей и др.) при составлении портфолио и его оценке. 8. Возможность расширения сферы применения портфолио за рамками основной школы.
Мы предлагаем модель формирования и ведения портфолио. Не эстететику и дизайн оформления, которые тоже, конечно, могут быть предметом обсуждения. Мы предлагаем рассмотреть технологию ведения портфолио. Ведь портфолио (в широком смысле) – это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений школьника в определенный период его обучения. Поэтому-то мы предлагаем обучаемому самому позаботиться о себе дорогом любимом и вести журнал своих достижений, накапливать, корректировать и отслеживать динамику прогресса.
Теперь о том каким образом это сделать.
Использование компьютеров в качестве средства обучения позволяет осуществлять интеграцию школьных дисциплин на уровне форм, методов и содержания обучения. И мы рассматриваем вопросы решения образовательных задач информатики, интегрируя их с вопросами общеобразовательными, воспитательными, вопросами управления образования и в целом задачами информатизации образования. На примере стандартного программного обеспечения прикладной направленности, например, всем известного табличного процессора Excel, предложена методика заполнения и ведения учеником своего портфолио. Как правило, низкая мотивация освоения Excel учащимися связана, на наш взгляд, с необходимостью демонстрировать некоторые психофизические качества в работе с этой программой: аккуратность, внимательность, если хотите педантизм, которые еще полностью не сформированы в этом возрасте. Вот мы и предложили такую технологию организации и ведения портфолио, которая обеспечивала бы максимальное участие ученика, возможность накопления и отслеживания своего портфолию и при этом обеспечивала значительное повышение мотивации изучения и освоения образовательной задачи по информатике, например, табличного процессора Excel. Приложение: Пример оформления портфолио (файл Microsoft Word) |
||